Петр Иванович Юргенсон
Основатель крупнейшего в дореволюционной России музыкального издательства — Петр Иванович Юргенсон родился 18 июля 1836 года в Таллинне (Ревеле) в семье шкипера. Ранняя смерть отца заставила 14-летнего мальчика отправиться на заработки в Петербург, где он поступил на службу в музыкальную торговлю Ф.Стелловского. Здесь быстро обнаружились его выдающиеся способности и в 1859 году Петр Иванович получил предложение заведывать нотным отделом известной в то время фирмы Шильдбаха в Москве, а уже в 1861 году на углу Большой Дмитровки и Столешникова переулка открылся музыкальный магазин «П.Юргенсона». С этого дня П.И.Юргенсон посвятил свою жизнь созиданию и укреплению горячо любимого дела, во главе которого он стоял в течение сорока двух лет до самой своей кончины (2 января 1904 года).
За время своего существования музыкальное издательство П.И.Юргенсона выпустило в свет произведения более 500 русских композиторов, в том числе: Алябьева, Аренского, Балакирева, Бородина, Глинки, Глиэра, Гнесина, Гречанинова, Даргомыжского, Ипполитова-Иванова, Калинникова, Кюи, Лядова, Прокофьева, Рахманинова, Ребикова, Римского-Корсакова, А. и Н. Рубинштейнов, Скрябина, Стравинского, Танеева, Чеснокова и многих, многих других.
В 1868 году П.И.Юргенсон выпустил первое произведение П.И.Чайковского, а затем почти все сочинения гениального русского композитора. Они познакомились еще в 1966 году, когда молодой Чайковский приехал в Москву, чтобы стать одним из преподавателей в Московской консерватории. Сначала Чайковский сотрудничал с Юргенсоном в качестве корректора, потом редактора, и, наконец, Петр Иванович убедил Петра Ильича начать издавать собственные сочинения. Они дружили всю жизнь, до кончины Петра Ильича, а в доме Юргенсона были две комнаты, где Петр Ильич мог останавливаться в Москве в любой момент.
Из зарубежных композиторов П.И.Юргенсон издал полные собрания фортепьянных сочинений Мендельсона, Шумана, Шопена, все сонаты Бетховена, оперы Вагнера, сочинения Баха, Гайдна, Генделя, Моцарта, Шуберта, Листа и других замечательных деятелей западной музыкальной культуры.
На нотах и книгах по истории и теории музыки издательства П.Юргенсона воспитывалось несколько поколений русской музыкальной интеллигенции. Деятельность музыкального издательства П.Юргенсона — один из краеугольных камней в фундаменте здания отечественной музыки и отечественного нотоиздательского дела.
Петр Иванович Юргенсон и его музыкальное издательство заняли достойное место в истории мировой музыкальной культуры.
Звучное имя «Юргенсонъ» застряло в памяти моей ещё в раннем юношестве, когда отец впервые поручил мне разучить фортепианную сонату Бетховена. Это была соната № 1 f-moll, которая открывала первый том знаменитых сонат в издании Юргенсона. Ноты эти принадлежали моему отцу, были испещрены его пометками, тщательно обернуты в газету, дабы не трепалась обложка. Газету я, конечно, сразу же развернул, и любопытство мое было вознаграждено: красивая обложка с уникальным юргенсоновским обрамлением и шрифтом запомнилась сразу и потом в течение многих моих музыкальных лет узнавалась издалека, до прочтения «выходных данных». И всегда образ этих изданий казался мне неким знаком ушедшей и великой музыкальной эпохи. И было в этом образе нечто необыкновенно значительное, устойчивое, кажущееся «вечным». Похоже, что Юргенсон — основатель, ощутил величие современного ему творчества, его грядущее бессмертие. И отразил это ощущение в образе своих изданий. Потом, изучая историю отечественного искусства, я узнал о роли Юргенсонов — издателей, о их дружбе и жизнетворном для музыки согласии с великими творцами нашими. А сейчас я тешусь возвращением юргенсонова дела. Десятилетие Фонда Юргенсона — это уже знак устойчивости. Пока ещё рано говорить, что вместе с Фондом Юргенсона вернулась былая слава, историческая функция, а с нею — величие этого имени. Но это то, что можно уподобить понятию initio — начало, толчок, импульс и уже рожденная инерция. Прекрасная инерция возрождения и обновления. Возрождается имя, обновляются дела. Именем Юргенсона нарекли международный композиторский конкурс. Именем Юргенсона названы уникальные молодёжные композиторские собрания в Гостиной, хранящей память визитов Чайковского и других великих его современников. И это уже устойчивая инерция, переход от initio — в зону motus. А вот возрождение издательства — это перспектива, едва обозначившая свою начальную фазу. Это задача не только для современных Юргенсонов — деятельных наследников имени и дел. Это задача даже не для Союза композиторов. Это задание для нарождающегося гражданского общества, ибо дело это обращено к воспитанию души и ментальности поколений, идущих нам на смену.
Заместитель председателя Союза композиторов России,
лауреат Государственной премии России,
профессор Московской консерватории
В.В.Задерацкий