Мысли о музыкальном стиле

Сейчас все чаще среди композиторов встает вопрос о музыкальном стиле, то есть о сумме средств музыкальной выразительности (гармония, мелодия, ритм, полифония) и о том, какой должна быть современная музыка. В то время как в ХХ веке вместе с динамичной сменой художественных идеологий в музыке происходило появление все новых и новых течений, сейчас все больше возникает ощущение, что все пути исчерпаны, что все новшества уже открыты, что открывать больше нечего. Можно лишь приспособиться к одному из сложившихся музыкальных стилей и придерживаться его, либо пытаться его развивать далее. Существует также противоречие между авангардными течениями, не сдавшимися в своих попытках поиска все нового и нового стиля, и традиционализма, отворачивающегося отчасти или полностью от новаторских находок ХХ века и стремящегося сохранить стилистику XIX века или начала ХХ века. Постмодернисты (которые в музыке, слава Богу, прилично отличаются от постмодернистов в области современной литературы и философии и не обязательно разделяют все эстетические позиции последних в полной мере) говорят о конце истории и о неактуальности понятия «современный» и отказе от видения истории искусства, в частности музыки как постоянное движение вперед к прогрессу. Встает вопрос: какого стиля должен придерживаться композитор? Даже самые рьяные представители авангарда соглашаются: уже все музыкальные средства и виды техники испробованы, и наиболее существенный элемент в музыкальном произведении, это его концепция. Важно не «как», а «что». Не важно, какие средства, важно какие мысли, чувства, идеи.

Вопрос множественности стилей остается. Параллельно существуют множество самых разных стилей. Существует совершенно традиционный стиль, продолжающие романтические особенности музыки XIX века без каких либо внедрений новшеств ХХ века. Существует умеренно традиционный стиль с минимальными внедрениями новаторства, основанный на принципах неоклассицизма. Существуют стили, исходящие из традиции Шенберга, Стравинского, Бартока, Хиндемита. Существует авангардное направление, у истоков которого стоят Булез и Штокхаузен, а в России – Эдисон Денисов. Наконец, существует совсем новое ультра-авангардное направление, сформировавшееся в первые годы XXI века, у истока которых стоят новшества немецкой музыки 1990х годов. Эта музыка базируется на экстремальных звуках, созданных путем нестандартных форм звукоизвлечения на музыкальных инструментах, похожих на скрипы, шорохи, стуки.

Однако стиль не подстраивается к содержанию также как содержание не способно выразить себя, изолируясь от совокупности средств музыкальной выразительности, и потому у подлинного художника эти «как» и «что» рождаются на едином дыхании и живут как одно, как это было в лучших творениях прошлого. Трудно говорить о таких трудно подающихся вербальным определениям явлениях как широта и объем художественной палитры, художественный вкус, стилевая чуткость и качество идей, воодушевляющих композитора. Синтезом всех этих моментов является конкретное музыкальное произведение, и окончательным критерием его ценности является радость, которую оно несет слушателю, обращая его к сокровенному и лучшему в самом себе, поднимая его над обыденностью, перекликаясь с его идеями и определяя тональность его душевной жизни.

Антон Ровнер

Поделиться
Авторизация
*
*
Генерация пароля